Шура Малахитова (shuramalahitova) wrote,
Шура Малахитова
shuramalahitova

Categories:

О чтении и нечитателях

Оригинал взят у djen_daiver в О чтении и нечитателях

Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения,
или
«Мой ребёнок не читает!»



Родители часто спрашивают меня, как заинтересовать ребёнка чтением.

Да никак! Читать – это серьёзная работа; не каждый в свои десять лет видит пользу от такой нагрузки, а если при этом и родители предпочитают не трудиться над книгой, тем самым лишая своего ребёнка примера для подражания, то и такой вопрос, по идее, стыдно вслух задавать.


И, на самом деле, надо бы отстать от ребёнка с этим бессмысленным «иди читай!», потому что это звучит как принуждение, а порой используется и в качестве наказания. И что же – вы хотите, чтоб он после всего этого любил читать? Наивные. «Глагол «читать» не терпит повелительного наклонения» (так написал французский педагог Даниэль Пеннак в своей книге «Как роман», которая посвящена проблеме нечитающих детей).


Полагаю, многих родителей интересует то, что их ребёнок не читает, потому что беспокоиться об этом – актуально. Эта проблема даже входит в категорию «вечных»: дети не читали, не читают и будут не читать во все времена.


Ну давайте же разберёмся, почему вообще это – проблема?


1. Количество прочитанных книг постепенно перерастает в качество письма. Здесь всё основано на зрительной и, если ребёнок читает вслух, на слуховой памяти: запоминается правильное написание слов, правильная расстановка знаков препинания. Также тексты книг наглядно демонстрируют случаи употребления обращений, сравнительных оборотов, диалогов, прямой речи (интонационно это слышно, с помощью запятых, кавычек и дефисов это ещё и видно!) - всех тех конструкций, которые маленький нечитатель не видит и не слышит, когда подходит время школьных упражнений по синтаксису.


2. Непрочитанные книги умеют мстить. Орфографической и пунктуационной безграмотностью, бедностью словарного запаса, нищетой кругозора и отсутствием воображения. Но самое страшное – это то, что человек «не умеет говорить»: нет образности, нет стройности, нет осмысленности. Красиво, выразительно, уместно, свободно, правильно, чётко, ясно, со смыслом, по сути – вот этого всего в речах нечитателя нет. А ведь вечной и непоколебимой истиной для всех и каждого является идея могущества языка: формула успеха – это знание, как общаться с людьми (это ведь у нас с завистью и восхищением говорят «у него язык подвешен»…). Обидно для нечитателя и то, что у него отсутствует личный опыт общения с книгой: не может оценить меткое слово, удачное сравнение; не в состоянии ни услышать, ни создать игру слов и смыслов (отсутствие языкового юмора); не поддавался определённому настроению, читая то или иное произведение; не анализировал (и даже не смотрел на анализ!) высказываний и поступков героев и не умеет задавать себе вопрос «зачем?» (самый главный вопрос - о причинах и целях).

Но всё не так плохо! Ребёнок произносит «зачем», когда спрашивает родителей: «А зачем мне нужно читать?» Что ему отвечают?


- Потому что это интересно. Всё, что связано с компьютером, намного интереснее. В крайнем случае и телевизор можно посмотреть.


- Потому что в школе задали. Представляете, как можно «потоптаться» на этой фразе? Школа не авторитет – это раз. В школе могут спросить не меня, а соседа по парте (пусть он прочитает) – это два. Поверьте, найдётся и три, и четыре.


- Потому что, если не читать, будешь неучем/ необразованным/ невеждой/ ограниченным/ неинтересным (со всеми вытекающими из этого последствиями). Многих не пугает.


- Потому что потом не будет времени читать. Да, это, несомненно, довод (не ответ – заметьте!). Но понять его сложно, когда тебе десять лет. А ещё нельзя забывать о случаях, когда, наоборот, именно «потом» просыпается интерес к чтению.


На самом деле, ответ на вопрос «зачем читать?» каждый человек даёт сам. И после того, как прочитает не один десяток произведений. А пока человек маленький, в силах родителей сделать так, чтоб он рос с мыслью «читать - нужно и важно», потому что проще сделать чтение привычкой, чем потом приводить доводы в его пользу (каждый из них можно блестяще оспорить, если ты начитанный). Итак…


ЧТО ДЕЛАТЬ?!


Показывать пример. Сами каждый день читайте (увлечённо-молча, но чуточку демонстративно) и слушайте аудиокниги. Установите в телефон разные словари (толковый, орфографический, фразеологический, орфоэпический) и пользуйтесь ими. Да, придётся ознакомиться с перечнем существующих ошибок (грамматических, речевых и др.) и анализировать свою речь: а на какой слог в этом слове ударение падает? а какое значение имеет это слово? Интересуйтесь! Читайте с карандашом в руках: выписывайте незнакомые слова, понравившиеся цитаты и интересные идеи. Записывайте куда-нибудь свои мысли и ассоциации, которые возникли при чтении.


Не ложитесь спать, пока не прочитаете хоть одной страницы! Посещайте книжные ярмарки, выставки и библиотеки. Соберите свою полку с любимыми книгами. Составьте и повесьте на видное место список книг, которые хотели бы прочитать, редактируйте и обновляйте его. Окружите себя картинками/ репродукциями картин/ картинами/ фотографиями с читающими детьми. Таким образом, вы ненавязчиво будете напоминать себе и ребёнку о том, что чтение – неотъемлемая часть жизни. Показывайте ребёнку мультфильмы, фильмы, в которых герои читают. Может быть, глядя на актёров, ребёнок вдохновится, захочет подражать. Увлечённо беседуйте с друзьями и родными о прочитанном. Рассказывайте истории из книг детям. Читайте им вслух! Озвученный текст содержит понимание (с помощью интонации, ударения, членения на фразы, акцентирования на каких-то деталях читающий показывает своё понимание текста) – его всегда интересно слушать. Беседуйте о прочитанном, просите ребёнка сделать пересказ того, что он услышал/прочитал, и Вы узнаете, что его «зацепило»! Обсудите это!


Если для Вас действительно является проблемой то, что Ваш ребёнок не читает, Вы будете всё это делать. «Не воспитывайте детей, всё равно они будут похожи на вас - воспитывайте себя».


Окружите себя приятными на ощупь книгами и красивыми закладками, поставьте уютное кресло, приобретите торшер и плед. Введите привычку читать всей семьёй вслух, по очереди. Да попросите же, в конце-то концов, ребёнка Вам помочь: скажите, что с детства хотели прочитать вот эту книгу, но она такая большая! Вам даже сейчас боязно браться за неё в одиночку. Вот если бы вместе… Пройдёт время, и вы уже будете праздновать свою первую большую победу: страшная книга, эти пятьсот двадцать восемь страниц, возвращаются на свою полку. Расскажите об этом всем!


Оградите детей от бесконтрольного просмотра телевизора и не смотрите глупости сами. Выделите определённое количество времени на Интернет и себе, и детям: в течение дня записывайте то, что бы Вы хотели посмотреть в Интернете (не относится к срочным заданиям типа «узнать, есть ли пробки на дорогах»), а, например, вечером посвятите этому час (помните о зрении: делайте перерывы на отдых, соблюдайте правильное расстояние между глазами и экраном). Забудьте о бессмысленном блуждании от сайта к сайту, об играх. Компьютер для работы, а не для развлечения. Компьютер – это средство самообразования, способ общения с людьми, источник информации. Следите за тем, чтобы информация была невредной. «Но ведь от всего не убережёшь!»-скажете Вы. Да. Поэтому разговаривайте с ребёнком, слушайте его. Учите его воспринимать все явления жизни, анализировать их (на его уровне и чуть выше: ведь только опережающее обучение ведёт к развитию).


Говорите, что знания никогда не бывают лишними, потому что в диалоге начитанному человеку проще найти «места для контакта» (темы для обсуждения) и тем самым расположить к себе нужную персону (прямой, полностью прагматичный ответ на вопрос «зачем читать?»). Говорите, что существуют ситуации, когда лучше иметь подобный фиктивный опыт (тот случай, когда «о, а ведь об этом где-то было написано!»), чем познавать всё самому. Говорите, что человек, который может грамотно высказать своё мнение, доказать свою точку зрения, обосновывая, аргументируя её, заслуживает уважения и имеет цену. Говорите, что самообучение (а оно немыслимо без чтения) – залог успеха. Говорите, что информация, которая содержится в книгах (о типах людей, о возможных жизненных ситуациях, об эпохе), - это база для дальнейшего познания мира (сначала читаем, а уже затем появляются свои «истории»). Говорите, что книги – это способ познать себя (А.Грин писал: «Как странно лелеять что-либо ещё не наступившее всей правдой души, видя и предвосхищая то в книге, говорящей о постороннем! На тайном языке написана в мгновения те книга, какая бы ни была она»): обратить внимание на то, что «задело» тебя, и подумать, почему так произошло. Задавать вопросы, искать ответы, наблюдать за реакцией, экспериментировать.


Не мучайте ребёнка произведениями из школьной программы (не всегда понятно, кто её составлял и чем при этом руководствовался), не бросайте его одного в «Войну и мир», не отдавайте на растерзание «Отцам и детям». Не делайте из него «Муму»! Помогите ему: что-то прочитайте вместе, о чём-то пусть расскажут тексты критических статей и видеоуроки из Интернета. Всем известно, что большее количество всего того, что прочитано в школе, исчезает из памяти, но не забывается эмоция (особенно негативная). Пусть лучше ребёнок запомнит, как было уютно и спокойно сидеть на диване вместе с мамой и читать былину (имейте в виду, что былины сложно читать даже взрослому, а по программе их «изучают» в начальной школе!). Оцените по достоинству роль внеклассного чтения: как правило, самое интересное как раз и вносят в такие факультативные списки. Обратите внимание на публицистику и прикладную литературу. Читайте «по интересам»!


Дополнение: вкус к чтению защищает от многих агрессивных нападок со стороны окружающей среды. Над этим стоит задуматься.


Успехов Вам и Вашим детям!


__________________________________________________________________

Картины, на которых изображены читающие дети:
Волегов В. – «Девочка читает», Хабаров В. – «Портрет Милы», Шолохов Б. – «Девочка с книгой», Дерий Т. – «Вместо сна».

Другие изображения ищите в Интернете в свободном доступе.
Там же есть и списки фильмов/мультфильмов про детей, которые любят читать, про книги и их истории («Воровка книг», «Чернильное сердце» и другие).

Если Вы знаете другие эффективные способы «заинтересовать ребёнка чтением», если у Вас есть комментарии к данной статье, напишите мне: http://djen-daiver.livejournal.com/
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments